Просто о сложном

Жанры ваших подкастов

Настало время поговорить о том, из чего, собственно, будет состоять ваш подкаст. Мы не будем предлагать вам темы для разговоров, а лишь опишем те форматы, которые можно применить, чтобы сделать подкаст более интересным для слушателей. Конечно, все целиком и полностью упирается в специфику деятельности вашей НКО, и устраивать аудиоспектакли с привлечением актерского состава и композиторов, если вы, например, маленький чарити-шоп, пожалуй, не стоит… хотя, представляете, сколько внимания привлечет нечто подобное?

Уровень «Новичок»

Неподготовленный простой монолог — включили микрофон. Начали что-то сбивчиво декламировать. Высказали все, что думаете. Выключили микрофон. Выложили подкаст.

 Плюсы — людям нравится открытость и близость выступающего. Его неподготовленность их подкупает.

Минусы — неподготовленность выдает непрофессионализм и попахивает наплевательским отношением. Много подкастов в таком формате не запишешь.

Неподготовленный простой диалог — заранее непродуманное общение с вашим коллегой, экспертом или любым другим человеком, который покажется вам интересным.

Плюсы — см. неподготовленный монолог.

Минусы — см. неподготовленный монолог.

Подготовленный простой монолог — заранее написанный рассказ диктора, который не отличается литературными изысками. Однако у этого подкаста уже должен быть некоторый сценарий.

Плюсы — четкий, понятный и практически бесплатный в производстве формат подкастов.

Минусы — может очень быстро наскучить слушателю, если каким-то образом не разнообразить некоторые выпуски.

Интервью — самый популярный жанр современного подкаста. Мы отнесли его к низкому уровню сложности лишь из-за его необычайной распространенности в наши дни. При этом взять по-настоящему хорошее интервью по-прежнему удается лишь мастерам своего дела.

Плюсы — неустаревающий формат, который сложно сделать неинтересным. Зовите приятнейшего собеседника и разговаривайте на любые темы.

Минусы — интервью и любые другие беседы делают уже практически все. Уже очень скоро нужно будет как-то выделяться среди плеяды хороших интервьюеров.

Уровень «Средний»

Образовательный рассказ — красивая история о каком-либо явлении, предмете, дате или событии. Слушателям очень интересна природа тех или иных вещей, поэтому любой образовательный рассказ в вашем исполнении точно привлечет новую аудиторию. Всегда рассказывайте о том, о чем вы точно знаете. И, разумеется, тщательно готовьтесь к записи. Из хороших примеров можете послушать лекции TED или «Брендятину» Рустама Вахидова.

Плюсы — обычно с рассказами, которые целиком основаны на личном опыте и реальных событиях, сложно напортачить. Новая аудитория вам обеспечена.

Минусы — со временем этот формат исчерпает себя, и у вас, скорее всего, просто закончатся темы. Например, та же «Брендятина» уже рассказывает не о Coca-Cola или McDonald’s, а о WD-40 или DJI.

Круглый стол (панель) — примерно то же самое, что и интервью, но включает в себя большое количество приглашенных гостей, что вносит свои неповторимые коррективы в заявленный формат. Сложен прежде всего подготовкой и тем, что придется каким-то образом подружить в одном аудио-выпуске несколько человек. Но плюрализм мнений, интересные дискуссии и полемика всегда делают свое дело в плане интересности.

Плюсы — см. «Интервью»

Минусы — сделать интересный подкаст с большим количеством людей всегда сложно. Взгляните на любую политическую или социальную программу на федеральных каналах. Если там нет хотя бы искусственно раздутого конфликта, ее сразу хочется выключить.

Новости — формат новостного выпуска, где вы преподносите и каким-то образом обсуждаете случившиеся события. Это могут быть новости вашей организации или новости в целом. Для этого формата уже требуется какая-нибудь авторская группа, но еще не в полном объеме.

Плюсы — новости являются неисчерпаемым источником для любого аудиоформата. Сколько будет существовать звукозапись, столько и будут жить новостные подкасты.

Минусы — новостей может быть немного, если вы специализируетесь, например, только на НКО или на событиях своего города. И их может быть слишком много, если вы выбрали излишне большой ареал освещения событий. Еще очень сложно чем-то отличаться от конкурентов.

Уровень «Профессионал»

Благотворительный концерт — настоящий музыкальный концерт с ярко выраженным фандрайзинговым элементом. Сама музыка, как вы понимаете, записана в формате подкаста и либо становится доступной за определенную сумму, либо изначально бесплатна, но содержит запрос на какие-либо пожертвования.

Плюсы — если музыканты хотя бы немного известны, то ваш подкаст принесет и известность, и нужное количество пожертвований.

Минусы — огромные технические сложности, которые не стоят одного лишь выпуска подкаста.

Фельетон — и вообще все, что как-то связано с юмором, в виде подкаста воспринимается с большим трудом. Достаточно послушать юмористические радиостанции, чтобы понять: юмор — вещь очень специфическая и сильно упирается в чьи-то вкусовые предпочтения… а уж без визуальной составляющей он должен быть на высочайшем уровне. Поэтому если вы каким-то образом решили связать свою НКО с юмористическим подкастом, будьте осторожны.

Плюсы — при должной авторской группе и хорошей подаче материала вы можете стать сенсацией.

Минусы — вероятность потерпеть фиаско очень велика.

Аудиоспектакль — если вы ничего не слышали о «Фрэнки-Шоу» Вадима Демчога или подкасте Serial, то вы очень много потеряли. Мы вам даже слегка завидуем, ведь вам только еще предстоит погрузиться в этот невероятный актерский мир, где существует лишь потрясающая аудио-информация и больше ничего. Именно этот формат всегда приковывает к себе максимальное количество внимания, но при этом требует полного погружения в производство, немаленьких бюджетов и крепкой авторской и актерской группы. Помните масштабные радиопостановки? «Али-Баба и 40 разбойников», «Старик Хоттабыч»? Может быть замахнемся «на Вильяма Нашего…»?

Плюсы — о вас будут слагать легенды.

Минусы — невообразимая сложность и дороговизна исполнения.

Все вместе — вы всегда можете совмещать и изменять форматы от выпуска к выпуску. Сначала вы сделаете интервью, потом запулите чувственный монолог, потом в шутливой форме расскажете о каких-нибудь новостях, затем круглый стол и, наконец, аудиоспектакль. Вариативность всегда может помочь при постоянном кризисе новых идей.

Плюсы — в вашем подкасте появляется элемент непредсказуемости. Первое время людям очень нравится вариативность.

Минусы — распыление и отсутствие строгой концепции. Главное не угодить в классическую ловушку «за двумя зайцами».

Общее

Эта статья могла выглядеть иначе. Она могла состоять из одного предложения — «сделайте ваш подкаст интересным, чтобы вам самим хотелось его слушать». Мы не стали углубляться в подробности звукового и музыкального оформления, ведь вы точно слушали хотя бы один подкаст в жизни и понимаете, что каждый выпуск стоит наводнить тематическими звуками и музыкой.

А в остальном, не забывайте, что всем, и НКО в том числе, всегда есть, что рассказать своему слушателю. О ваших подопечных, о вашей рутине, о ваших волонтерах и почетных донорах. Не успеете оглянуться, как уже будете записывать аудиоспектакль со всеми этими героями. Вперед!