Просто о сложном

ТОП-30 игр для тимбилдинга НКО. Часть 2

Опубликовано 13 июля 2019

Прямо сейчас вы начали читать вторую часть нашего большого материала ТОП-30 игр для тимбилдинга НКО. Первые пятнадцать полезных развлечений можно найти по ЭТОЙ ссылке, а мы продолжаем.

Ступай аккуратнее

Берете в руки побольше клейкой ленты и разлиновываете пол. Можете создать лабиринт или просто большой многоугольник причудливой формы. Главное, чтобы у этой фигуры был вход с одной стороны и выход с другой. Внутри этого великолепия разместите мелкие игрушки-пищалки, которые легко найти в зоомагазинах, и листы бумаги с крестиками.

Теперь двое участников (или больше, как получится) должны зайти и выйти из этого лабиринта с завязанными глазами. Делать это нужно одновременно с разных сторон. Оставшиеся участники команд должны руководить своими чемпионами голосом, объясняя им путь. Конкурсант, наступивший на листок с крестом, замирает на месте. «Разморозиться» он может, только если соперник наступит на пищалку. Если кто-то ступит за пределы многоугольника, то путь нужно начинать сначала.

Эта игра учит полагаться на своих коллег и слушать, что вообще они вам говорят.

Линия жизни

Модное нынче слово «таймлайн», которым вымеряют последовательность важных событий в разных кино и сериалах, пришло как раз из корпоративной сферы. Во всех больших компаниях на стене висит график, на котором отражены все важные события в жизни организации и ее сотрудников. Нарисуйте свою линию жизни.

Начните с даты рождения самого старшего члена НКО. Так дойдите до дня основания организации и отметьте все самое главное. А чтобы таймлайн сплотил вашу команду еще больше, дайте сотрудникам по четыре листа для личных достижений. Эти достижения необязательно связывать с НКО, поэтому тот триумф на школьном конкурсе чтецов смело отмечайте.

Творческий беспорядок

Скажите сотрудникам принести на следующую встречу одну случайную вещь, которая есть на их рабочем столе. И попросите рассказать красивую историю об этой вещице. История должна быть выдуманной от начала и до конца, ведь «я просто ее в магазине купил» — это скучно.

Это упражнение помогает в ораторском искусстве, учит креативному мышлению и прокачивает умение рассказывать истории. Сегодня, когда одна половина YouTube берет интервью, а вторая половина их раздает, умение преподносить истории ценится все выше и выше.

Юрий Дудь

Лидер придумывает какую-либо жизненную ситуацию, частью которой может стать любой человек. Свадьба, нарезка помидоров, приобретение кота или игра в футбол. У всех эти возможных сценариев должен быть идеальный исполнитель, которого нужно выбрать всей командой. Но для того, чтобы его выбрать, можно задать только один вопрос, ответ на который и станет решающим фактором. И каждый из участников вашей НКО должен его придумать.

Например, нужен гипотетический человек, чтобы поклеить гипотетические обои. Придумайте один вопрос, по ответу на который можно сразу понять, что человек — чемпион мира по приклеиванию бумаги к стенам. Хороший вопрос: «Сколько обоев ты поклеил за всю жизнь?». Идеальный вопрос: «На фунгицидной или крахмальной основе?». Ответ на этот вопрос покажет, что человек разбирается в клеевых добавках для виниловых и бумажных обоев.

Такая игра идеально выявляет различия в мыслительном процессе участников НКО. Демонстрирует, что одни люди считают важным, а о чем даже не задумываются.

Проверка на совместимость

Вывалите на большой стол груду самых разнообразных вещей. Представьте балкон в старенькой хрущевке — именно настолько эти предметы должны различаться между собой. Яблоко, степлер, чашка, кусочек паззла, варежка, гитара, упаковка от шоколада, матрешка и т.д. Чем больше будет вещей, тем лучше пройдет игра.

Теперь участники, как обычно разделенные на команды, должны распределить все присутствующие предметы на 4 группы. Важно описать основной признак, по которому классифицировались объекты. Например, одна группа отсортирована по материалу, так как все это сделано из дерева. Другая — по цветовой гамме и т.д.

Это упражнение помогает иначе взглянуть на окружающую действительность. В свою очередь эта тема ведет к повышению креативного мышления, ведь сегодня так нужно уметь разрабатывать нестандартные решения всем коллективом.

«По три, но маленькие…»

Очень важно принимать быстрое и четкое решение о том, что из представленного лучше. Nissan или Subaru, iOs или Android, PS4 или Xbox One. Еще важнее быстро выбирать то, что лучше подойдет для всей НКО. На постоянные сомнения порой просто нет времени. Для таких случаев и подойдет следующая тренировка.

Вам нужно создать несколько сетов, по 4 предмета в каждом. Предметы внутри сета должны быть одинаковыми по типу, но отличатся между собой. Например, 4 разные кружки. Одна поменьше, вторая побольше, но без ручки, третья пластиковая, а четвертая цветастая. Задача ваших коллег — расставить эти предметы по порядку от худшего к лучшему и объяснить свое решение.

Успех упражнения зависит от предметов, которые вы подберете. Не стоит приносить что-либо с явными дефектами. В идеале правильного ответа быть не должно. Важен именно сам процесс и скорость принятия решения.

Не мое дело

Интересная концепция тимбилдинга — дать сотрудникам вашей НКО самим придумать себе team-building. Разделяете людей на команды, натурально запираете их в комнате на полчаса и даете задание придумать какую-нибудь классную общую активность. Спустя тридцать минут отпираете двери, совместно выбираете лучшую идею и тотчас ею и занимаетесь.

Этот формат работает на два фронта. Во-первых, процесс выдумки какой-либо активности – это и есть тимбилдинг (тимбилдинг внутри тимбилдинга), а во-вторых, вашим сотрудникам не придется участвовать в том, что им может не понравиться. Ведь даже если у вас уже есть 30 идей таких игр, всегда найдется еще одна, которая будет лучше остальных.

Аудирование

Подготовьте самый скучный канцелярский текст в истории. Это может быть, например, какой-нибудь финансовый, который будет перегружен всякими цифрами и датами. И вставьте в этот текст несколько скрытых предложений на абсолютно случайную тему (со случайностью темы и лексикой тоже не перебарщивайте). И начните зачитывать его на обычном совещании вашей НКО. Делайте это буднично и монотонно, никаким образом не выделяя спрятанные предложения. Ну и затем, как мудрая учительница, раздайте всем листочки с предложением тезисно написать, о чем был ваш рассказ и что необычного могли услышать ваши коллеги.

Или разделите ваших сотрудников на небольшие группы и дайте им любую тему для короткого обсуждения. После того как они закончат, спросите у каждого не о предмете разговора, а о том, что конкретно говорили остальные участники группы. Обычно все быстро забывают, кто и какую идею предлагал и что отстаивал.

Все эти упражнения созданы для того, чтобы люди учились слушать друг друга и своего руководителя. И не просто слушать, а понимать, ценить и уважать чужое мнение.

Найди пару

Старая детская игра, которая одно время шла на российском телевидении под названием «Меморина». Когда предлагается колода парных карт или картинок, и люди по очереди переворачивают их, пытаясь найти пару и запомнить ее расположение. В нашем случае мы должны создать пары с картинками или фотографиями, которые связаны напрямую с вашей НКО. Дополнительным заданием может быть рассказ о том, что вообще на этой картинке изображено.

Это очень эффективно, если у вас большая организация, и у людей есть сложности с запоминанием имен, людей и истории НКО.

Найди совместимую пару

Усложненная версия предыдущей игры, которая успешно комбинируется с «Проверкой на совместимость». Теперь участники не ищут точную копию другой картинки, а пытаются найти связь между разными изображениями. Как вы понимаете, на этот раз изображения должны быть посвящены не конкретно вашей НКО, а специфике вашей деятельности. Например, фотографии ваших подопечных. А когда команда находит какую-то пару, им нужно объяснить, почему эта пара совместима. Если объяснение устраивает всех вокруг, то команда получает 2 балла, а если не устраивает, то теряет 1 балл.

«Привет, я…»

Помните такие стикеры «Привет, я Андрей», которые когда-то появились на формате быстрых свиданий? Сделайте такие же стикеры, заменив имена на прилагательные, характеризующие личность человека — грустный, позитивный, счастливый, глуповатый, грубый и т.д. Засуньте эти бейджики в мешок и дайте вашим сотрудникам вытащить себе по случайной характеристике. Далее какую-то часть дня люди должны вести себя исходя из написанного на их стикере.

Эта игра, помимо своеобразного развлечения, обладает и сильным терапевтическим эффектом. В информационную эру людям свойственно навешивать друг на друга ярлыки, чтобы не усложнять себе жизнь. Ярлыки могут быть и общие — «Вася — тотальный лентяй», и временные — «Сегодня Вася со всеми какой-то грубый». Хорошо, когда коллектив лишен всего этого.

Сломанный телефон (с картинками)

Веселая игра, в которой один должен нарисовать на бумаге какой-нибудь нехитрый рисунок. Затем он передает листок второму человеку, который складывает его пополам и пишет сверху, что, по его мнению, там изображено. Затем кто-то конкретно или весь коллектив читает это описание и пытается с этих слов воспроизвести рисунок. Побеждает тот, чей рисунок ближе всех к оригиналу.

Плечом к плечу

Это не совсем игра, скорее, даже совсем не игра, но не включить ее мы не могли. Вы создаете список заданий и даете каждому из этих заданий какую-либо ценность по шкале от 1 до 50 исходя из сложности выполнения. Затем раздаете их вашим сотрудникам так, чтобы у каждого были задания лишь с одним номиналом. То есть у одного будут все 10-ки, у другого — 50-ки, а у третьего — лишь одни единицы. Затем вы учреждаете главный приз за самое большое количество очков или устраиваете магазин призов, где за то или иное количество очков можно себе что-нибудь купить.

По сути, это обычный мотивационный прием, который заставляет команду работать сообща, меняться заданиями и помогать друг другу двигаться к определенной цели. Кажется, это и есть настоящий team-building.

Проблемное древо

Если предыдущая активность была адаптацией канбана (инструмента для менеджмента), то проблемное древо — это декомпозиция проблем, о которой мы писали уже неоднократно. Попросите ваших коллег написать вверху листа какую-нибудь проблему, с которой они сталкиваются в работе организации. Не стоит переходить на личности, ведь нас интересуют обстоятельства, атмосфера или логистика, а не «Андрей Сергеевич съел мой йогурт». Затем от этой проблемы должны отрасти две ветки, где сотрудник напишет две причины, из-за которых она появилась (вновь без перехода на личности). Потом от этих двух причин отпочковываются по две ветви. Так и появляется проблемное древо.

Когда проблема разбирается на много мелких множителей, становится понятно, что к ней привело и как ее можно быстро разрешить. Подобное упражнение можно проводить всей командой на брейншторме.

Треугольник

Очередная командная веселуха, где нужно выкладывать телами разнообразные геометрические фигуры. На сей раз вся команда, кроме одного счастливчика, формирует собой треугольную форму. Сначала треугольник будет равнобедренным и равносторонним (а вы думали, что уроки геометрии в жизни не пригодятся), а потом уже сможете усложнить задачу, изменив один из углов. Затем тот, кто остался один, проникает в центр сформированной фигуры. И каждый в треугольнике должен запомнить свою позицию по отношению к тем, кто спереди и сзади и к тому, кто посередине. То есть впереди у меня Андрей, сзади Маша, а к Валерию, который по середине, я стою перпендикулярно левой щекой. Когда все и всё запомнили, герой посреди треугольника начинает вращаться вокруг своей оси. Через некоторое время он останавливается, и треугольник снова должен собраться так, как он и стоял изначально.

Это тот именно тот случай, когда текстовое объяснение выглядит гораздо сложнее, чем все дело есть на самом деле. Попробуйте, и вы поймете, что это простая и приятная игра, а не сложный тимбилдиговый механизм, призванный воздействовать на вашу команду на подсознательном уровне.

«Верни мне мой 2007й»

Зайдите к знакомому нумизмату и соберите монетки разного года выпуска исходя из дат рождений сотрудников вашей НКО. Не ищите монетку старше, чем самый младший из вашей команды, иначе хотя бы одному из коллектива просто нечего будет вспомнить. Затем каждый вытягивает по одной монетке, радуется полученным деньгам и рассказывает историю, связанную с годом выпуска монетки. В сегодняшних соцсетях найти информацию о том, что происходило с вами 10 лет назад, проще простого.

Простая и понятная игра, призванная сплотить, растопить лед, расслабить и послушать какую-нибудь историю про какой-нибудь музыкальный фестиваль, на котором ваш бухгалтер, будучи по колено в грязи, радовался жизни.